Top.Mail.Ru
29 марта 2023
930

АСКУЭ — это автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, которая предназначена для сбора, обработки и передачи данных об объемах потребления и качестве электроэнергии на объектах энергоснабжения и потребления. Внедрение АСКУЭ позволяет повысить эффективность и надежность учета электроэнергии, снизить потери и затраты на ее производство и распределение, а также обеспечить соответствие требованиям законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности.

Автоматизированная система контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ) представляет собой эффективный инструмент, обеспечивающий потребителю подробную информацию об использовании энергии и возможность рационального расхода электроэнергии в соответствии с индивидуальными потребностями пользователя.

Главными функциями системы АСКУЭ являются точное измерение потребляемой или передаваемой энергии и мощности с учетом различных тарифов, а также возможность хранения этих данных в течение месяца, года и получения доступа к ним для расчётов между потребителем и поставщиком. Кроме того, важной частью АСКУЭ является возможность анализа показателей энергопотребления, что позволяет выявлять ошибки в организации потребления электроэнергии.

Законодательство России предъявляет специальные требования к потребителям по внедрению и использованию систем АСКУЭ.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ АСКУЭ В РОССИИ

Системы автоматизированного контроля и управления энергоресурсами (АСКУЭ) являются важным элементом современной инфраструктуры энергетических объектов. В России внедрение АСКУЭ регулируется рядом нормативных актов.

Одним из основных документов является ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который вступил в силу в 2009 году. В нем установлено, что объекты энергетики должны применять АСКУЭ для повышения энергоэффективности.

Кроме того, Минэнерго России приняло пакет различных методических документов для применения АСКУЭ на энергетических объектах. К таким документам относятся:

  • Методические рекомендации по работе АСКУЭ на мощных трансформаторных подстанциях;
  • Методические рекомендации по применению АСКУЭ на угольных шахтах и предприятиях угольной отрасли;
  • Методические указания по применению АСКУЭ на объектах энергетики, работающих от возобновляемых источников энергии.


Также в России существует ряд нормативных документов, регламентирующих требования по информационной безопасности систем АСКУЭ. К ним относятся Постановления Правительства РФ № 181 «Об утверждении требований к защите информации, находящейся в государственных информационных системах», № 758 «О требованиях к системам контроля и управления технологическими процессами на опасных производственных объектах», № 515 “Об утверждении Правил функционирования энергосистемы”.

В целом внедрение систем АСКУЭ регулируется рядом нормативных актов, обеспечивающих безопасность и эффективность работы в энергетических объектах.

Нормативные акты, регулирующие внедрение систем АСКУЭ в России, можно разделить на две группы: федеральные и региональные. Федеральные нормативные акты устанавливают общие принципы и правила организации коммерческого учета электроэнергии, а также требования к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ. Региональные нормативные акты конкретизируют порядок внедрения и эксплуатации АСКУЭ в соответствии с особенностями территорий и объектов.

К основным федеральным нормативным актам, регулирующим внедрение систем АСКУЭ в России, относятся:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1178 «Об утверждении Правил учета электрической энергии»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1179 «Об утверждении Правил определения категорий потребителей электрической энергии по степени надежности электроснабжения»;
  • Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2009 № 439 «Об утверждении Методических указаний по определению объемов потребления (потерь) электрической энергии при ее передаче по сетям организаций, осуществляющих деятельность в сфере передачи электрической энергии.

К основным региональным нормативным актам, регулирующим внедрение систем АСКУЭ в России, относятся:

  • Постановления органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении порядка организации коммерческого учета электрической энергии на территории субъекта РФ1;
  • Приказы региональных энергетических комиссий (РЭК) об утверждении методик расчета нормативных потерь электрической энергии в электрических сетях на территории субъекта РФ1;
  • Приказы РЭК об утверждении перечня объектов коммерческого учета электрической энергии на территории субъекта РФ;
  • Приказы РЭК об утверждении требований к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ на территории субъекта РФ.

В зависимости от категории потребителей и степени надежности электроснабжения, внедрение систем АСКУЭ в России должно быть завершено в разные сроки. Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ, для потребителей I и II категорий надежности электроснабжения (в том числе бюджетных учреждений) срок внедрения АСКУЭ истек 01.01.2012 года, для потребителей III категории надежности электроснабжения - 01.01.2014 года, для потребителей IV категории надежности электроснабжения - 01.01.2017 года.

Однако по данным Минэнерго РФ, на начало 2020 года уровень оснащенности АСКУЭ составлял около 70%, что свидетельствует о необходимости активизации работ по внедрению АСКУЭ в России.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ АСКУЭ

При внедрении АСКУЭ могут возникать различные проблемы, связанные с техническими, организационными, экономическими и правовыми аспектами. Некоторые из них:

  • Отсутствие единых стандартов и требований к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ, а также к форматам и протоколам передачи данных;
  • Недостаточное финансирование проектов по внедрению АСКУЭ, особенно на региональном уровне;
  • Низкий уровень квалификации персонала, занимающегося эксплуатацией и обслуживанием АСКУЭ;
  • Сложность интеграции АСКУЭ с другими информационными системами энергоснабжающих организаций и потребителей;
  • Недостаточная защита информации в АСКУЭ от несанкционированного доступа, взлома, подмены и искажения данных;
  • Отсутствие единого регулятора по вопросам коммерческого учета электроэнергии и контроля за его соблюдением;
  • Несогласованность интересов различных участников рынка электроэнергии по поводу внедрения АСКУЭ.

Для успешного внедрения АСКУЭ необходимо решить эти и другие проблемы, а также обеспечить согласованность действий всех заинтересованных сторон. И в России уже есть примеры успешного внедрения АСКУЭ на разных уровнях. Например:

  • В энергосистеме Центра создана единая АСКУЭ, которая объединяет более 1000 объектов коммерческого учета электроэнергии и обеспечивает оперативный сбор и обработку данных по потреблению и качеству электроэнергии;
  • В энергосистеме Северо-Запада реализован проект по созданию АСКУЭ на основе технологии Smart Grid, которая позволяет оптимизировать режимы работы сетей, повысить энергоэффективность и надежность электроснабжения;
  • В энергосистеме Урала внедрена АСКУЭ на базе цифровых счетчиков с использованием GSM-связи, которая обеспечивает удаленный доступ к данным учета и возможность дистанционного управления счетчиками;
  • На предприятии ОАО "Газпром нефть" внедрена АСКУЭ для контроля за потреблением электроэнергии на всех объектах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа;
  • На предприятии ОАО "РусГидро" внедрена АСКУЭ для учета электрической энергии, производимой гидроэлектростанциями и передаваемой в единую энергетическую систему;
  • На предприятии ОАО "РЖД" внедрена АСКУЭ для учета электрической энергии, потребляемой железнодорожным транспортом и инфраструктурой.

Эти и другие примеры показывают, что внедрение АСКУЭ способствует повышению эффективности и надежности учета электроэнергии, снижению потерь и затрат на ее производство и распределение, а также обеспечению соответствия требованиям законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности.

Специалисты компании «Комета» обладают уникальным опытом внедрения систем АСКУЭ «под ключ» от различных производителей на электрических сетях потребителей, работающих во многих отраслях экономики России.

Запросите КП или задайте свой вопрос эксперту по данному направлению

Сомневаетесь в технологии? Оставьте заявку на организацию бесплатной пилотной зоны руководителю отдела продаж по России Туркину Андрею Геннадьевичу.

Нажимая «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (812) 748-22-53
+7 (800) 707-25-99
Офис
Коммерческий отдел
Техническая поддержка
Центральный офис: 195009, Санкт-Петербург, Свердловская набережная, дом 4, литера Б, офис 402
Посмотреть на карте