АСКУЭ — это автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, которая предназначена для сбора, обработки и передачи данных об объемах потребления и качестве электроэнергии на объектах энергоснабжения и потребления. Внедрение АСКУЭ позволяет повысить эффективность и надежность учета электроэнергии, снизить потери и затраты на ее производство и распределение, а также обеспечить соответствие требованиям законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности.
Автоматизированная система контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ) представляет собой эффективный инструмент, обеспечивающий потребителю подробную информацию об использовании энергии и возможность рационального расхода электроэнергии в соответствии с индивидуальными потребностями пользователя.
Главными функциями системы АСКУЭ являются точное измерение потребляемой или передаваемой энергии и мощности с учетом различных тарифов, а также возможность хранения этих данных в течение месяца, года и получения доступа к ним для расчётов между потребителем и поставщиком. Кроме того, важной частью АСКУЭ является возможность анализа показателей энергопотребления, что позволяет выявлять ошибки в организации потребления электроэнергии.
Законодательство России предъявляет специальные требования к потребителям по внедрению и использованию систем АСКУЭ.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ АСКУЭ В РОССИИ
Системы автоматизированного контроля и управления энергоресурсами (АСКУЭ) являются важным элементом современной инфраструктуры энергетических объектов. В России внедрение АСКУЭ регулируется рядом нормативных актов.
Одним из основных документов является ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который вступил в силу в 2009 году. В нем установлено, что объекты энергетики должны применять АСКУЭ для повышения энергоэффективности.
Кроме того, Минэнерго России приняло пакет различных методических документов для применения АСКУЭ на энергетических объектах. К таким документам относятся:
- Методические рекомендации по работе АСКУЭ на мощных трансформаторных подстанциях;
- Методические рекомендации по применению АСКУЭ на угольных шахтах и предприятиях угольной отрасли;
- Методические указания по применению АСКУЭ на объектах энергетики, работающих от возобновляемых источников энергии.
Также в России существует ряд нормативных документов, регламентирующих требования по информационной безопасности систем АСКУЭ. К ним относятся Постановления Правительства РФ № 181 «Об утверждении требований к защите информации, находящейся в государственных информационных системах», № 758 «О требованиях к системам контроля и управления технологическими процессами на опасных производственных объектах», № 515 “Об утверждении Правил функционирования энергосистемы”.
В целом внедрение систем АСКУЭ регулируется рядом нормативных актов, обеспечивающих безопасность и эффективность работы в энергетических объектах.
Нормативные акты, регулирующие внедрение систем АСКУЭ в России, можно разделить на две группы: федеральные и региональные. Федеральные нормативные акты устанавливают общие принципы и правила организации коммерческого учета электроэнергии, а также требования к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ. Региональные нормативные акты конкретизируют порядок внедрения и эксплуатации АСКУЭ в соответствии с особенностями территорий и объектов.
К основным федеральным нормативным актам, регулирующим внедрение систем АСКУЭ в России, относятся:
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1178 «Об утверждении Правил учета электрической энергии»;
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1179 «Об утверждении Правил определения категорий потребителей электрической энергии по степени надежности электроснабжения»;
- Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2009 № 439 «Об утверждении Методических указаний по определению объемов потребления (потерь) электрической энергии при ее передаче по сетям организаций, осуществляющих деятельность в сфере передачи электрической энергии.
К основным региональным нормативным актам, регулирующим внедрение систем АСКУЭ в России, относятся:
- Постановления органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении порядка организации коммерческого учета электрической энергии на территории субъекта РФ1;
- Приказы региональных энергетических комиссий (РЭК) об утверждении методик расчета нормативных потерь электрической энергии в электрических сетях на территории субъекта РФ1;
- Приказы РЭК об утверждении перечня объектов коммерческого учета электрической энергии на территории субъекта РФ;
- Приказы РЭК об утверждении требований к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ на территории субъекта РФ.
В зависимости от категории потребителей и степени надежности электроснабжения, внедрение систем АСКУЭ в России должно быть завершено в разные сроки. Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ, для потребителей I и II категорий надежности электроснабжения (в том числе бюджетных учреждений) срок внедрения АСКУЭ истек 01.01.2012 года, для потребителей III категории надежности электроснабжения - 01.01.2014 года, для потребителей IV категории надежности электроснабжения - 01.01.2017 года.
Однако по данным Минэнерго РФ, на начало 2020 года уровень оснащенности АСКУЭ составлял около 70%, что свидетельствует о необходимости активизации работ по внедрению АСКУЭ в России.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ АСКУЭ
При внедрении АСКУЭ могут возникать различные проблемы, связанные с техническими, организационными, экономическими и правовыми аспектами. Некоторые из них:
- Отсутствие единых стандартов и требований к техническим средствам и программному обеспечению АСКУЭ, а также к форматам и протоколам передачи данных;
- Недостаточное финансирование проектов по внедрению АСКУЭ, особенно на региональном уровне;
- Низкий уровень квалификации персонала, занимающегося эксплуатацией и обслуживанием АСКУЭ;
- Сложность интеграции АСКУЭ с другими информационными системами энергоснабжающих организаций и потребителей;
- Недостаточная защита информации в АСКУЭ от несанкционированного доступа, взлома, подмены и искажения данных;
- Отсутствие единого регулятора по вопросам коммерческого учета электроэнергии и контроля за его соблюдением;
- Несогласованность интересов различных участников рынка электроэнергии по поводу внедрения АСКУЭ.
Для успешного внедрения АСКУЭ необходимо решить эти и другие проблемы, а также обеспечить согласованность действий всех заинтересованных сторон. И в России уже есть примеры успешного внедрения АСКУЭ на разных уровнях. Например:
- В энергосистеме Центра создана единая АСКУЭ, которая объединяет более 1000 объектов коммерческого учета электроэнергии и обеспечивает оперативный сбор и обработку данных по потреблению и качеству электроэнергии;
- В энергосистеме Северо-Запада реализован проект по созданию АСКУЭ на основе технологии Smart Grid, которая позволяет оптимизировать режимы работы сетей, повысить энергоэффективность и надежность электроснабжения;
- В энергосистеме Урала внедрена АСКУЭ на базе цифровых счетчиков с использованием GSM-связи, которая обеспечивает удаленный доступ к данным учета и возможность дистанционного управления счетчиками;
- На предприятии ОАО "Газпром нефть" внедрена АСКУЭ для контроля за потреблением электроэнергии на всех объектах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа;
- На предприятии ОАО "РусГидро" внедрена АСКУЭ для учета электрической энергии, производимой гидроэлектростанциями и передаваемой в единую энергетическую систему;
- На предприятии ОАО "РЖД" внедрена АСКУЭ для учета электрической энергии, потребляемой железнодорожным транспортом и инфраструктурой.
Эти и другие примеры показывают, что внедрение АСКУЭ способствует повышению эффективности и надежности учета электроэнергии, снижению потерь и затрат на ее производство и распределение, а также обеспечению соответствия требованиям законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности.
Специалисты компании «Комета» обладают уникальным опытом внедрения систем АСКУЭ «под ключ» от различных производителей на электрических сетях потребителей, работающих во многих отраслях экономики России.